ХРАМ АЛЕКСИЯ МЕЧЁВА В ВЕШНЯКАХ

РПЦ, Московская городская епархия

Напутствие в Рождественский пост

Рождественский пост
Есть некая тайна в том, что в дни великих праздников мы каким-то особенным образом чувствуем близость Того, Кто обещал быть с нами во все дни до конца этого мира…

12

Сегодня мы вступили в пост, который должен нас приготовить к праздникам Рождества Христова и Богоявления.

Рождество Христово называют второй Пасхой, праздничные дни от Рождества до Крещения – святыми днями, Cвятками.

В эти дни мы будем не только вспоминать очень важные события земной жизни Спасителя, но сможем на Рождество приобщиться к тайне соединения двух природ во Христе, а на Крещение — к тайне единства Лиц Святой Троицы. Эти тайны, непостижимые для ума, согревают сердце, освящают душу, открывают нам смысл нашего бытия.

Мы готовимся к праздничным дням с помощью поста. Мы постимся в пище, но есть и другое необходимое воздержание: воздержание ума от излишней и вредной, травмирующей душу информации, воздержание глаз. Нужно ограничить или совсем отказаться от просмотра телепередач, фильмов, видеороликов.

Хорошо бы в пост научиться поменьше смотреть по сторонам. Живущих в мегаполисе окружает не сотворенная Богом красота природы, а мир, созданный людьми, далекими от Бога. В толпе, в метро надо сохранять ум собранным внутри. Следить, чтобы сердце было обращено к Богу.

Есть много мудрых, талантливых людей, которые были незрячими. Зрелища – потребность невежественной толпы. Для развития человека слух важнее зрения. Надо научиться слышать. Тем более что на рождественской службе главными будут звучащие слова. Слова в первую очередь являют в храме невидимую духовную реальность.

Конечно, нужно и воздержание слуха — от слишком громкой современной музыки и пустых слов.

Как нельзя нам в пост совсем ничего не есть, так нельзя и ум оставить без пищи. Чем его питать во время поста?

Наше время удивительно по количеству и доступности здоровой и полезной пищи для ума. Никогда еще не было доступно человеку столько объяснений и толкований Библии, столько творений святых отцов, столько разных редакций житий святых! Можно выбрать интересное чтение и для новоначальных, и для ищущих познания высоких богословских истин.

Можно в пост заучить наизусть праздничные тропари и кондаки, можно выучить и читать про себя по дороге на работу или учебу слова утренних молитв, каноны Божией Матери, Спасителю, слова акафистов. Вникать в смысл песнопений грядущих праздников. Их слова настолько глубоки и мудры, что услышав их впервые на праздничной всенощной, не сможешь сразу понять и оценить их красоту и величие.

В рождественский пост, я думаю, можно читать не только Евангелие, Псалтирь и святых отцов, но и художественную литературу. Теперь есть возможность не только просматривать книги, но и слушать. Когда книгу читает какой-нибудь хороший чтец, слова лучше доходят до сердца. Я недавно слушал, как Смоктуновский читает «Капитанскую дочку». Красота и мудрость этого гениального творения Пушкина открылась мне гораздо в большей степени, чем когда я читал книгу глазами. Я слишком привык быстро читать, проглатывая, не разжевывая слова, не замечая всей красоты дивной пушкинской прозы. Пробовали ли вы послушать Гоголя? «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель»? «Записки охотника» Тургенева? «Белую гвардию» Булгакова? Я как-то услышал по радио «Звезда» чтение «В окопах Сталинграда» и заслушался. (Правда, я не рекомендовал бы слушать любые другие книги этого автора).

Конечно, совершенно не обязательно следовать последним моим рекомендациям, кто-то и в рождественский пост, как и в Великий, будет читать только духовную литературу. Но всем, я думаю, было бы полезно отказаться от чтения пустого и ненужного.

Желаю всем, вставшим на путь поста, совершить его в радости!

С любовью о Христе, епископ Пантелеимон