ХРАМ АЛЕКСИЯ МЕЧЁВА В ВЕШНЯКАХ

РПЦ, Московская городская епархия

УВЕРЕННОСТЬ В НЕВИДИМОМ

– Пап, а что такое вера? – спросит меня (непременно когда-нибудь спросит!) один из моих подрастающих сыновей. А в моей голове зазвучит готовое, заученное с семинарской скамьи определение из Священного Писания: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Но я приберегу его на потом, а пока извлеку пред взор любознательного мальчишки старый добрый компас.

«Компас – вот наглядная иллюстрация веры»

 

Компас – вот наглядная иллюстрация веры. Не видит компас далекого северного полюса, но уверенно указывает на него. А еще он способствует осуществлению ожидаемого, т.е. под его руководством (не забудем, конечно же, про карту) можно добраться и до севера и вообще куда угодно.

Почти такой компас, расскажу я сыну, есть внутри каждого человека: где-то в сердце, в сердцевине, где-то в душе. Он такой же невидимый, как и совесть. Как и с совестью, с ним может быть не все в порядке.

Я покажу сыну, как работает арритир, «тормоз стрелки», и объясню, что у некоторых людей, увы, внутренний компас находится на тормозе. Его стрелка застопорилась в каком-то одном положении, и по такому прибору ориентироваться невозможно.

В таком дезориентированном состоянии живут люди, называющие себя неверующими. На самом деле они не так уж и далеки от веры, ведь и у них есть компас, нужно только снять его с тормоза. Кто это может сделать? Здесь тайна.

«Компас без путешествия лишь занятная безделушка»

Но вот тормоз снят, и стрелка оборачивается к духовному Полюсу, т.е. к Богу. Теперь понятно, куда направить свою жизнь, теперь не заплутаешь. Однако путь, указанный духовным компасом, всегда пролегает через горные хребты духовных трудов, через терния искушений, через зыбучие пески соблазнов. Обходного варианта нет, духовного вертолета нет тоже (чтобы было понятнее, тут же цветными карандашами я нарисую схематичную карту). Когда человек о таком положении вещей догадывается, он либо продолжает движение к Цели, либо начинает игнорировать указания стрелки и само наличие компаса. Наконец, он переключается на цели гораздо более прозаичные. Но компас без путешествия лишь занятная безделушка, а «вера без дел – мертва» (Иак. 2:20).

Вот где кроется грех, скажу я своему отроку: грех есть уклонение от Истинной Цели, как говорили греки. Грех есть всякий шаг в сторону от направления, указанного стрелкой духовного компаса, шаг супротив веры.

Еще я возьму маленький магнит и поднесу его к компасу. Или компас поднесу к нему. Ребенок увидит, что этот крохотный предмет оттянет стрелку на себя, как будто он сильнее могучего притяжения земной оси. Конечно же, это не так: просто магнит оказался слишком близко. На этом примере я объясню сыну, что такое идолопоклонство, и что «никто не может служить двум господам» (Мф. 6:24).

Пожалуй, пока этого будет достаточно. Думаю, мы проведем время нескучно и с пользой. Итак, сынок, я готов. Спрашивай!

Священник Леонид Кудрячов

30 июня 2015 года