ХРАМ АЛЕКСИЯ МЕЧЁВА В ВЕШНЯКАХ

РПЦ, Московская городская епархия

Псалтирь на церковнославянском языке

Псалтирь святого пророка и царя Давида — одна из священных книг Ветхого Завета, в греческой и славянской традиции состоящая из ста пятидесяти одного псалма. Основу книги Псалтирь составляют псалмы, созданные царем Давидом в XI-X веках до Рождества Христова. Остальные псалмы были написаны позже, в разное время, преемниками царя Давида, «начальниками хоров», обладавшими поэтическим и пророческим даром. Но так как псалмы великого богодухновенного поэта-пророка и царя Давида как бы задают тон всем последующим, то и всю Псалтирь принято называть Давидовой. В Православной Церкви Псалтирь звучит на каждом утреннем и вечернем богослужении; за неделю она прочитывается полностью, и дважды за неделю — в течение Великого поста. Псалтирь — первоисточник большей части утренних и вечерних молитв, стихи псалмов легли в основу всех последований общественного и частного богослужения. Уже с первых веков христианства существует и практика келейного чтения Псалтири.

Псалтирь издревле привлекала к себе совершенно особое исключительное внимание учителей Церкви. В этой книге они видели сжатое повторение всего того, что содержится в Библии — историческое повествование, назидание, пророчество.

Cвятитель Василий Великий отмечает: «Всё, что есть полезного во всех книгах Священного Писания заключает в себе книга псалмов. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, даёт законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Словом, Псалтирь есть общая духовная сокровищница благих наставлений, и каждый найдёт в ней с избытком то, что для него полезно». Об этом же говорит и святитель Иоанн Златоуст: «В Псалтири найдёшь ты бесчисленные блага. Ты впал в искушение? — Найдёшь в ней самое лучшее утешение. Впал в бедность или несчастья? — Увидишь там много пристаней… Если грехи твои повергают тебя в отчаяни, — там найдёшь для себя великое ободрение… Если ты поражён скорбию, услышишь утешение… Каждое слово там заключает в себе беспредельное море мыслей».

На славянский язык Псалтирь была переведена в IX веке святыми равноапостольскими Кириллом и Мефодием с греческого церковного текста и сразу же стала любимейшим чтением русского народа, главной учебной книгой в древней Руси.

Следует подчеркнуть, что церковнославянский язык Псалтири — мощный, образный, величавый, никогда не употребляемым в быту для выражения житейских нужд — призван выражать богословские истины, молитвенные движения души и тончайшие оттенки мысли. Он учит пониманию духовного смысла вещей и событий; возвышает человека, помогая ему взойти от обыденности в сферу высшего, религиозного чувства.

В святоотеческой традиции принято делить Псалтирь на 20 разделов — кафизм, каждая из которых, в свою очередь, делится на три подраздела, Славы. Стихословие очередной кафизмы начинается молитвословием: Приидите, поклонимся…, и заканчивается чтением положенных молитвословий и тропарей. Стихословие всей Псалтири также начинается и заканчивается чтением молитв.