ХРАМ АЛЕКСИЯ МЕЧЁВА В ВЕШНЯКАХ

РПЦ, Московская городская епархия

отчет: паломническая экскурсия в Коломенское (4 марта 2017)

image001
Выставка в музее Коломенское «Державная заступница России. К 100-летию отречения от престола императора Николая II и обретения в Коломенском иконы «Богоматерь Державная».
Причина посещения выставки в музее-заповеднике Коломенское определена темой и названием.
Икона «Богоматерь Державная» была обретена 2 (15) марта 1917 г. в церкви Вознесения Господня, расположенной в усадьбе русских царей Коломенское.
Обретение иконы совпало с переломным событием в истории России XX века – отречением императора Николая II от престола, вызванным февральской революцией 1917 г. Единовременность двух событий – обретение иконы и отречение государя – означала для многих верующих, что Богоматерь взяла под свою защиту державу нашу, лишившуюся царя.
Более 200 экспонатов, среди которых реликвии царской семьи, уникальные свидетельства Февральской революции 1917 г., материалы о Первой мировой войне, Февральском восстании в Петрограде и свержении монархии.
«Державная» стала символом важнейшего события новейшей истории России — объединения РПЦ Московского Патриархата и Русской православной церкви за границей. В 2008 г. икона посетила центры русского рассеяния в Европе, Америке и Австралии, содействуя консолидации русского мира.

Крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское в Вознесенскую церковь.
После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса. В этом образе Евдокия Андрианова увидела полное соответствие со своими сновидениями. Впоследствии было установлено, что в Коломенское икону привезли в 1812 году на хранение при эвакуации Вознесенского монастыря Московского Кремля, но затем о ней забыли.
Многие стали считать, что символ этой иконы в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки (копии) иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона.
Икона была гонима. Гонения обрушились и на почитателей «Державной» иконы, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея. В настоящее время икона находится в Казанском храме Коломенского.
2 марта (ст.стиль) 1917 года российский император Николай II подписал отречение от престола в пользу своего брата Михаила (который вскоре также отрекся). Этот день считают датой гибели российской монархии. Но до сих пор по поводу отречения есть множество вопросов.
Можно ли считать подпись под Актом об отречении настоящим отречением от власти? Было ли оно добровольным?
Обстоятельства тех дней дают повод сомневаться как в добровольности, так и в легитимности события. Государь Николай II находился фактически в изоляции, без связи, без достоверной информации о положении в стране и на фронте. Не вызывает сомнений факт заговора против законной власти, в котором участвовали 14 великих князей Романовых, весь генералитет, Сенат и верхушка Государственной Думы. «Кругом измена, и трусость, и обман» — записал в своем дневнике 2 (15) марта 1917 г. Государь. Народ промолчал, либералы и даже члены Святейшего Синода ликовали… Не Государь Николай II – Помазанник Божий – отрекся от власти, а народ отрекся от своего Царя, нарушив клятву, данную им в 1613 г. на верность до последних времен.
Уже 8 (20 марта) Николай II был официально арестован Временным правительством и вскоре с семьей отправлен в Тобольск.
Страна с 900-летней историей неслась в пропасть. Смена власти накануне весеннего наступления на фронте – это ли не измена, не предательство.
Уинстон Черчиль, премъер-министр Великобритании, которого никак нельзя заподозрить в любви к России, писал в те дни: «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. ЕЕ корабль пошел ко дну, когда гавань была на виду. Она уже перетерпела бурю, когда все обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена.
Отчаяние и измена овладела властью, когда задача была уже выполнена. Долгие отступления закончились, снарядный голод побежден, вооружение притекало широким потоком.
В марте (1917года), царь был на престоле; Российская Империя и русская армия держались, фронт был обеспечен, и победа России была бесспорна.
… Вмешивается темная рука изначально облеченная безумием… Мало эпизодов великой войны более поразительных, нежели воскрешение, перевооружение и возобновленное гигантское усилие России в 1916г. К лету 1916 года, Россия, которая 18 месяцев перед тем была безоружной, которая в течение 1915 года пережила непрерывный ряд страшных поражений, действительно сумела собственными усилиями и путем использования средств союзников выставить в поле и организовать, вооружить, снадбить 60 армейских корпусов вместо тех 35, с которыми она начала войну.
Поверхностная мода нашего времени трактует царский режим, как слепую, испорченную, неумелую тиранию. Но обозрение тридцати месяцев его борьбы с Германией и Австрией должно было внести поправки в эти смутные представления.
Мы можем измерить силу империи по тем ударам, которые она перенесла, тем катастрофам, которые она пережила, по неисчерпаемым силам, которые она развила, по тому восстановлению, которого она добилась.
Царь сходит со сцены. Его и всех его любящих предают на страдание и смерть. Его усилия преуменьшают, его действия осуждают, его память порочат.
Остановитесь и скажите: а кто другой оказался пригодным? В людях талантливых и смелых, в людях честолюбивых и гордых духом, отважных и властных – недостатка не было. Но никто не сумел ответить на те несколько простых вопросов, от которых зависела жизнь и слава России».

В 1917 году праздник Торжество православия отмечался 4 марта. В тот день в храмах по богослужебному Уставу провозглашалась анафема наряду с прочими и тем, кто поднимает бунт против государя – Помазанника Божия – «дерзающим противу их на бунт и измену, анафема». А через несколько дней в Петрограде вспыхнуло восстание, через 11 дней императора Николая II вынудили отречься от престола, и многие православные поздравляли друг друга с революционными переменами, не замечая катастрофы происходящего
Великое значение явления Державной иконы Божией Матери в том, что в 1917 году история России не прервалась. Матерь Божия вновь — в какой уже раз! — умолила Своего Сына за Россию.
Явление иконы ясно говорит нам о том, что не революционеры — ниспровергатели всех основ российской государственности, всех божественных и земных законов, определяют суть происходящих событий, но что судьба России и её народа продолжает по-прежнему решаться на небесах, — и решаться прежде всего заступлением Небесной Царицы.
В 2018 году будем праздновать 100-летие восстановление патриаршества, но нельзя забывать, какой ценой оно нам досталось. Гибель православной монархии, свержение и убийство царя и восстановление патриаршества – эти события неразрывно вместе.

Свт. Иоанн Сан-Францисский и Шанхайский, мощи которого недавно были в Москве, сказал: «Тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию».

Святейший Патриарх Кирилл сказал в начале своего служения, что Церковь кровью искупила свои ошибки. Новомученики и исповедники прошли чудовищные страдания, на жертвенник пошли лучшие. Никто не ожидал от Русской Церкви таких подвигов, такого стояния за веру. Россия дала миру столько святых, как ни один народ в мире.

Церковным покаянием стало прославление в 2000 году Царственных мучеников и 1760 Новых мучеников Церкви Русской.

Царская Семья вернулась в Россию победителями – в лике святых страстотерпцев.
У Христа нет поражений.

Удивителен Промысл Божий: на иконе Собора Новомучеников и исповедников Церкви Русской центральной фигурой композиции является святой Государь Николай II с Семьей. Новомученики – вокруг Царя. Лучшие люди России – вокруг Царя. Русский Царь и Русская Церковь навсегда вместе!

После посещения выставки наша группа в сопровождении очень калоритного экскурсовода направилась в Вознесенскую церковь, в подклет, где была обретена икона Божией Матери «Державная». И окончилось наше паломничество в Казанском храме поклонением самой чудотворной иконе.