ХРАМ АЛЕКСИЯ МЕЧЁВА В ВЕШНЯКАХ

РПЦ, Московская городская епархия

о батюшке Алексие Мечёве

Паломническая поездка. Николаевский Малицкий мужской монастырь.

Часть 3.   И опять мы возвращаемся в Тверь.

Николаевский Малицкий мужской монастырь.

Монастырь основан между 1584-1598 гг. Названа обитель по монастырской святыне – иконе Свт. Николая, и речки Малицы. В 1675 г., от сильного пожара вся обитель сгорела. Среди пепла и песка была обнаружена икона святителя Николая Чудотворца, чудесным образом уцелевшая в столь сильном пожаре. В 1751-1760 на средства графини М. Г. Шуваловой монастырь почти полностью отстроен заново.

1

Все благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено. В 1920-е гг. новые власти  закрыли монастырь.

В боях октября-декабря 1941 г. монастырь был почти полностью разрушен. После войны окончательно погиб монастырь. Стерты с лица земли и все монастырские захоронения.

В 2005 году началось возрождение монастыря. К настоящему времени восстановлен братский корпус, домовой храм, благоустроена территория, построен Покровский храм, колокольня, подсобные помещения, трапезная и др. Регулярно совершаются богослужения по монастырскому чину. С 2008 г. возобновлена монашеская жизнь. Архитектура монастыря решена в греческом стиле.

2 3 4

Это один из пяти монастырей в России живущий по строгому  Афонскому Уставу с единственным отступлением – сюда разрешено приходить женщинам. Службы здесь проводятся по святогорскому чину, берущему истоки в древних византийских церковных традициях. Для них характерны мелодичные греческие распевы, сильно отличающиеся от русских яркими интонационными красками. Службы проводятся в  Покровском храме.

Святынями монастыря являются икона Николая Угодника, уцелевшая в пожаре 1675, почитаемая чудотворной, а также частица мощей святого Арсения Тверского. Мощи святителя очень значимы для братии и прихожан Малицкого монастыря, поскольку Свт. Арсений Тверской является не только покровителем города Твери, но и особым заступником всех монашествующих на Тверской земле. Святой основал множество монастырей вокруг Твери.

Наша паломническая группа участвовала в вечернем богослужении и на следующий день была на Литургии. Чувства неземной благодати от службы и византийского пения передать невозможно. Это только можно увидеть, услышать и почувствовать самому.

В Твери наша группа посетила путевой Императорский дворец, который частично открылся после реставрации.

Тверской Императорский дворец является одной из центральных культурных достопримечательностей Верхневолжья, памятником архитектуры XVIII века, в котором сейчас размещается художественный музей. Областная картинная галерея – это жемчужина не только Твери, но и важная культурной жизни России. Воссозданные в первоначальном виде вестибюль, парадная лестница, Гербовый, Парадный и Карамзинский залы, Голубая гостиница, барельефы, зеркала, винтовые кованые лестницы, люстры.

5 6

Во дворе путевого дворца раньше стоял Кафедральный Преображенский собор, который был разрушен в 30-е годы. Сейчас Собор восстанавливается.

Дворец был построен в 17641766 г.г.  в стиле классицизм с элементами барокко по проекту П. Р. Никитина. Дворец предназначался для отдыха членов императорской семьи по пути из Петербурга в Москву, откуда и получил своё название. 12 февраля 1767 г. в Тверской путевой дворец впервые прибыла императрица Екатерина II.

Дворец был перестроен К. И. Росси в начале XIX века. В это время здесь жила сестра  Александра IЕкатерина Павловна, бывшая замужем за Тверским губернатором. Она превратила дворец в один из центров светской  жизни страны и модный литературный салон, где собиралось высшее общество Твери,  и  куда приезжали многие  выдающиеся люди из Москвы и Петербурга. Н. М. Карамзин  читал здесь императору Александру отрывки из своей «Истории Государства Российского».

Осталось рассказать о последней святыне, которую мы посетили                         16 декабря на Тверской земле. Это Нило-Столобенская пустынь.

Ни́ло-Столобе́нская пу́стынь  (Ни́лова пу́стынь) — православный  мужской монастырь, расположенный на острове Столо́бном  в 10 км       к северу от города Осташкова на озере Селиге́р.

С именем великого аскета и подвижника веры преподобного Нила Столобенского связано основание знаменитой на весь православный мир обители, уже в течение многих веков носящей его имя. Построенный на живописном острове озера Селигер Нило-Столобенский монастырь, по праву считается жемчужиной храмовой архитектуры и одним из ведущих духовных центров страны.

Прп. Нил на свет появился в конце XV века недалеко то Великого Новгорода. После смерти отца и матери он решил посвятить себя служению Богу. Известно, что примерно в 1510 году юноша отправился в Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь (недалеко от Пскова), где вскоре принял постриг под именем Нила в честь весьма почитаемого им святого IV века Нила Постника. Желая во всём подражать святому, имя которого он носил, Нил после пяти лет, проведённых в монастыре, по благословению отца-настоятеля покинул его и, срубив келью на берегу лесной реки Серемхи, принял на себя тяжкий подвиг отшельничества. Там, вдали от людей, он провёл несколько лет, наполняя дни и ночи беспрестанными молитвами.

Молва о подвижнике быстро разнеслась по окрестным сёлам, и к лесной келье стали приходить люди, искавшие молитв святого и его духовных наставлений. Это весьма тяготило лесного отшельника, желавшего уединиться от мира, и в 1528 году, покинув ставший привычным для него берег Серемхи, Нил удалился в более уединённое место ─ на остров Столобный, окружённый водами озера Селигер и находящийся недалеко от уездного города Осташкова. Именно там и было суждено в будущем воссиять одному из ярчайших очагов православия ─ Нило-Столобенскому мужскому монастырю. Будущий основатель Нило-Столобенского монастыря провёл в окружении озёрных вод 27 лет. Вначале его жилищем была землянка, наскоро вырытая между стволами вековых деревьев. Со временем он соорудил себе келью и возвёл возле неё маленькую часовенку для молитв. Прп. Нил дал после переселения на Селигер обет нележания — он даже спал стоя, опершись на крюки, вбитые в стену кельи. Отошёл ко Господу святой угодник в 1555 году, завещав построить на месте своей кельи обитель. Его наказ был исполнен первым патриархом Московским и всея Руси Иовом в 1594 году. По его распоряжению на острове была основана Нило-Столобенская пустынь.

7 8

Приход к власти большевиков в 1917 году положил конец благоденствию Нило-Столобенского монастыря. В феврале 1919 года была кощунственно вскрыта рака, из которой изъяли мощи преподобного Нила Столобенского и передали их в экспозицию местного краеведческого музея. Одновременно с этим обитель подверглась разграблению. Поруганная святыня жила ещё в течение 9 лет. Окончательно закрыт он был в 1928 году. Первое время в оставленных монахами помещениях размещалась трудовая коммуна, которую затем сменила колония для малолетних преступников. С 1939 по 1940 годы монастырские корпуса использовались для содержания в них польских военнопленных, большинство из которых было затем расстреляно. В период Великой Отечественной войны на территории, принадлежавшей некогда монастырю, размещался военный госпиталь, а с 1945 года ─ вновь колония для несовершеннолетних правонарушителей. В 60-е годы там был организован дом престарелых, а с 1971 года территорию и все сохранившиеся к тому времени постройки передали под турбазу «Рассвет». Однако в 1988 году базу закрыли.  В 1990 году весь монастырский комплекс, признанный ещё задолго до этого ценным историко-архитектурным объектом и взятый под охрану государства, был передан в распоряжение РПЦ. Через год после этого, по окончании ряда наиболее важных восстановительных работ, в Богоявленском соборе впервые за долгие годы была совершена литургия. Возрождение монастыря началось с перенесения из Осташковского краеведческого музея мощей преподобного Нила Столобенского и прославление в лике новомучеников, насельников обители, ставших жертвами советского режима, осуществлявшего тотальный террор в отношении служителей церкви.

Сюда же со всех концов страны едут и многочисленные паломники, желающие увидеть этот старинный монастырь. Вот и мы 16 декабря приехали сюда.

9 10

Монахи обители познакомили нас с житием  Прп. Нила Столобенского и историей монастыря в монастырском музее, на территории и в Богоявленском соборе. Мы, конечно, поднялись на четырехъярусную колокольню с часами Богоявленского собора – более 40 м, 195 ступеней, откуда мы полюбовалить незабываемыми видами на монастырские храмы и постройки, на бескрайние дали Селигерского края.

11

Это надо видеть своими глазами!

И теперь последнее на сегодняшний день и год место нашего паломничества-путешествия по России – старинный красивый уездный город Осташков.

12 13

Севернее Осташкова на Селигере находится остров Кличен, на котором, как свидетельствуют исторические документы, в XIV веке был городок того же названия. 1371 год (первое упоминание городка Кличен — пограничного городка Московского княжества) в настоящее время с известной долей условности считается датой основания Осташкова.

Кличен был разорен и сожжен в результате распрей между новгородскими и московскими властями, а возрождаться он стал уже на новом месте.

В конце XV века Осташковские деревни превращаются в слободы. Первое их упоминание приходится на 1477 год, который также, в определенном смысле, может считаться годом основания Осташкова. Жители этих слобод, опасаясь нашествия Литвы, построили в 1587 году крепость — Осташковский городок.

Упомянутый 1587 год также может считаться годом основания города, поскольку дотоле речь шла лишь о слободах. В 1772 году при Екатерине Великой Осташкову был присвоено звание уездного города, и город Осташков стал образцом для других уездных городов, в то же время Тверь – образцом для губернских городов.

Сегодня Осташков мало бы отличался от того уездного города, которым он был в начале ХХ века. Немцев во время войны в городе не было, поэтому  больших  разрушений он  не  претерпел. Однако, перестроечное и сегодняшнее время приводит к обветшанию и разрушению многих замечательных  зданий,  построенных  нашими  предками.

14 15

После Богородицкого Житенного монастыря мы пешком отправились к Дому путешественника, который приютил нас на два дня. Мы шли не спеша, любуясь и восхищаясь былой красотой этого маленького, уютного и когда-то очень красивого городка, сожалея о том варварском равнодушии, которое проявляется к истории в наши дни. В Осташкове есть очень хороший Краеведческий музей, который в настоящее время располагается в Троицком храме 1697 года постройки. Из-за недостатка времени мы в него не зашли, но зато есть повод вернуться сюда еще раз!

16 17

Рядом с Троицким храмом в непосредственнной близости стоит еще один – Воскресенский, построенный еще раньше в 1677-1689 г.г.Эти два храма были центром старого города и сформировали Соборную площадь. Отсюда началось каменное строительство. Если Троицкий храм держится благодаря расположенному в нем музею, то в трапезной  Воскресенского храма находится музыкально-выставочный зал.

18 19

Эти два довольно больших храма в настоящее время располагаются на территории городского парка. В парке можно увидеть колокольню, оставшуюся от великолепного Преображенского храма 1762 г. постройки.

Немного не доходя до Дома путешественника, стоит еще один красивейший храм – Вознесенский 1748 г. постройки, который остался от Знаменского монастыря, от которого осталась почти полностью, монастырская стена, но в ее ограде в советское время было построено много домов для горожан. Храм открыт. Он красив не только снаружи, но и внутри.

20 21

Наша прогулка подошла к концу. Уже смеркалось, и пора было собираться в обратный путь в Москву. Невозможно не сказать еще об одном. Дело в том, что в те дни, когда мы были на берегу озера Селигер в Тверской области (16-17 декабря) и наслаждались зимней сказкой, белым-белым снегом под ногами и на деревьях,

22 23 24 25

а в это время в Москве дождь помыл все улицы, и температура была +7, кое-где зеленела трава

26 27